понедельник, 13 февраля 2012 г.

И песни вам оставлю...

Наступит срок, друзья, все подытожит, 
-Уйду я в запредельные края,  
И песни вам оставлю, и быть может,
В них тайна вам откроется моя.
Я небом был, паря под облаками, 
я был землей, когда ходил по ней.
Я был огнем, когда пылало пламя,
я был водой, когда журчал ручей.
И настоящим был я,
И грядущим,
И прошлым был в стремительном пути.
              Так как же мне со всем расстаться сущим,
Как от себя в небытие уйти. 
                               Рами Гарипов.


      12 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения народного поэта Башкортостана Рами Гарипова.

Среди поэтов своего поколения Рами Гарипов выделился очень рано. Первые его поэтические сборники быстро завоевали признание читателя. Он смело выступал против лжи, лицемерия и ханжества. А за это подвергался преследованиям. По­сле появления стихотворения «Родной язык», в котором поэт под­нимает вопросы сохранения родного языка, его обвинили в нацио­нальной ограниченности.
    Есть у Рами Гарипова стихотворение про жаворонка, который огненным бубенцом звенит в вышине, у самого солнца, будто при­тягивая землю к небу. Нет, это не жаворонок. Это – самозабвенно поёт сердце поэта. Так пело его сердце… И оно слишком рано, слишком неожиданно разорвалось – разорвалось на большой вы­соте башкирской поэзии.
   Рами Ягафарович Гарипов родился в с. Аркаул Салаватского района. Окончил Литературный институт им. Горького в Москве. Работал в редакциях журналов и газет, в издательстве. в1959-1962 годах жил в родных краях, возглавлял  комсомольскую организацию крупного совхоза. Выпущены сборники стихов: "Юрюзань"(1954); "Каменный цветок"(1958); "Песни жаворонка" (1964),  "Полет"(1966); “Заветное слово” (1969); “Рябинушка” (1974). 
   Поэт плодотворно работал над переводами рубаи О.Хаяма. Результатом его переводческой деятельности явилась книга “Моя антология” (1991).
  Размышления об исторической судьбе народа, о духовной связи поколений, тревога за будущее родного языка и национальной культуре определили суть поэзии Р. Гарипова. За критическое отношение к советской национальной политике он подвергался преследованиям. Поэт, затравленный, умер от разрыва сердца 20 февраля 1977 года.
    На родине поэта открыт Дом-музей и  установлен его бюст, снят фильм о его жизни и творчестве. вышло собрание сочинений в 3-х томах.
    Рами Гарипову посмертно присуждена Государственная премия республики Башкортостан им. С. Юлаева, присвоено звание народного поэта Башкортостана.
    Источники: Рами Гарипов // Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков -  Уфа, 2007 . - С. 237 - 239.  
 
На башкирском языке:

                    

Комментариев нет:

Отправить комментарий